Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

История

ЮЖНОЕ БУТОВО: История и современность

Фотографии района

Корни

Южное Бутово расположено на Теплоставской возвышенности, самом высоком месте Москвы (абсолютные высоты до 260 м). В некоторых местах на поверхность выходят известковые породы, валунный суглинок с валунами, гравием и щебнем. Издревле территорию Бутово покрывал дремучий, непроходимый лес. Однако по мере развития хозяйственной деятельности человека сосна и дуб, как наиболее часто используемые в строительстве, уступили место березе, а от величественных пущ и боров остались лишь небольшие островки.

Первое летописное упоминание об этих землях относится к 1339 году, когда великий московский князь Иоанн Данилович, по прозвищу Калита, завещал своим сыновьям село Астафьевское и Ясеновское.

Есть предание, что первое известие о начале похода монголо-татарских полчищ темника Мамая на Русь в 1380 году великий московский князь Дмитрий Донской получил в селе Киово-Качалове, от которого к настоящему времени осталась лишь одна церковь - храм святой великомученицы Параскевы-Пятницы. Деревни и села в Бутово в те века появлялись и исчезали. Крестьяне, истощив землю вокруг своих домов, переходили на новое место. И лишь начиная с XVI-ХVII веков, стал формироваться тот комплекс сел и деревень, который сохранился в Бутово вплоть до ХХ века. С ростом русского государства множились и полнились жителями подмосковные села и деревни. Росла и хорошела Москва.

Легенды и мифы старого Бутово

История Бутова уходит корнями в далекое прошлое. Есть множество легенд о происхождении его названия. Вот одна из них.

Заканчивался 1612 год. Россия, измученная, обескровленная, разоренная «смутным временем», прислала в только что освобожденную от польских захватчиков столицу выборных людей из всех сословий на Земский собор для выборов нового царя.

Прошла неделя, другая, третья, а споры о том, кому быть новым государем, никак не утихали. Выборщики разбились на множество групп, и всяк ратовал за своего избранника. Среди кандидатов называли князя Трубецкого, князя Черкасского, Михаила Романова. Партия Мстиславского желала пригласить на российский престол иноземного претендента. В бесплодных спорах проходили день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем. А земля русская продолжала с трудом отбиваться от различных шаек иностранных грабителей из Польши, Литвы, Швеции, Украины. Польский, шведский короли грозили новой войной, собирали войска, захватывали окраинные русские земли.

И тогда 21 февраля на Земском соборе вышел вперед выборный донской казак. Летописи донесли до нас его речь: «Мы выдержали осаду Москвы и освободили ее, а теперь должны терпеть нужду и совершенно погибать, мы хотим немедленно присягать царю, чтобы знать, кому мы служим». После этого он подал запись всех казаков о признании природным царем Михаила Федоровича Романова. В благодарность за верное служение России казаку Бутову было дано в имение урочище с деревенькой, позже названной Бутовым.

Есть и другое предание о происхождении названия Бутово. Издавна в этих местах добывали камень Бут. Он был неправильной формы и шел в основном для фундаментов домов. По крайней мере, уже в XVII веке именно отсюда его везли в Москву для постройки боярских палат, церквей и храмов.

Существует и третья легенда. После победы под Полтавой царь Петр I, желая наградить за отвагу и мужество генерала Бутова, отдал ему в имение эти земли со словами: «Раз ты Бутов, вот тебе и урочище Бутово под Москвой».

Время расцвета

Наибольший расцвет Южного Бутова начался с момента постройки в России железных дорог. Первая из них - Николаевская, проложена в 1851 году. Она связала Москву и Петербург. К 1870 году появились ещё пять дорог: Нижегородская, Рязанская, Северная, Курская и Брестская. Строительство их вели специалисты из Германии и Англии...

В 1871 году бутовские местные землевладельцы обратились к Карлу Фёдоровичу фон Мекку, одному из первых русских специалистов, инженеру-железнодорожнику, совладельцу нескольких железных дорог, с просьбой о строительстве железнодорожной станции. Их просьба совпала с желанием Карла фон Мекка, имевшего в Бутове обширные землевладения.

Построенная железная дорога сразу же приобрела громадное значение для всего района. Ожил находящийся неподалёку кирпичный завод Абельса. Он был открыт в 1876 году и снабжал кирпичом Москву и Подмосковье.

В 1889 году начал работать второй кирпичный завод Александровых. Кирпич этого завода использовался при строительстве здания вокзала в Бутово.

Появление в 1903 году железнодорожной станции в Бутове подняло цену и значимость земель, лежащих по обе стороны железнодорожных путей. Подъезд к станции Бутово освещался керосиновыми фонарями.

В деревне Бутово проживало 110 крестьян. Деревня имела 42,2 десятины пахотной земли (десятина = 1,0929 га); 28,5 десятины лесных угодий, 15 лошадей и 10 коров.

После революции 1917 года в ранее принадлежавших купцам-промышленникам дачах были организованы детские дома, различные мастерские для беспризорников, а также санаторий для представителей новой власти большевиков.

Позже, в конце 20-х годов XX века, в детских домах стали размещать правительственные учреждения. Так, в 1928 году здание детского дома для беспризорников занял «Радиоцентр». В те годы он осуществлял радиовещание на юг Подмосковья и на Бутовский пристанционный посёлок.

В 1932 году построено и сдано в эксплуатацию Бутовское испытательное депо для локомотивов.

...В 1936-1937 гг. сталинские репрессии оставили след и на Бутовской земле. Вечным памятником скорби останется полигон в Дрожжино, где нашли свою смерть многие сотни людей.

В 1938 году Бутово получило статус дачного поселка.

В 1939 году через станцию Бутово прошла первая электричка из Москвы в Подольск.

В 1940 году дачный посёлок Бутово был преобразован в рабочий посёлок.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Бутово сооружено 9 обелисков в память о погибших воинах - рабочих и служащих Бутовских кирпичных заводов.

В 50-х годах прошлого века экономика посёлка Бутово быстро развивалась, шла интенсивная его застройка как индивидуальными, одноэтажными домами, так и многоэтажными.

К 1966 году это был уже посёлок с современными объектами социально-экономического и жилищно-бытового направления. В 1985 году территория Бутово была включена в состав Советского района города Москвы. В это время в Бутово проживало около 12 тысяч человек, в основном в частных домах. И до недавних пор на территории района сохранялся огромный частный сектор - 956, домов в 10 посёлках и деревнях.

В 1991 году распоряжением мэра Москвы в ходе проведения реформирования структуры управления в городе образован муниципальный район Южное Бутово; а с 1992 года началась массовая застройка района, главной задачей которой являлась не только создание комфортных условий проживания москвичей в новых квартирах, но и придание современного архитектурного облика Южному Бутово... Только за последние пять лет в районе построено  более 1 млн. кв. м. жилья (данные на август 2008 г.).

В 2009 году знаковым моментом  года стало завершение в целом застройки микрорайона Щербинка.  Именно здесь в полной мере был апробирован комплексный метод строительства, предполагающий одновременное возведение жилья, инженерно-технических сооружений и социально-бытовой инфраструктуры.  К 1 сентября 2009 г. здесь сданы две школы, четыре детских сада. В 1-м полугодии 2010 г. запланировано открытие детской поликлиники,  в III квартале   планируется ввести в строй поликлинику для взрослых.

В этом году к уже имеющемуся физкультурно-оздоровительному комплексу по ул. Поляны прибавилось еще два ФОКа: один  -  с бассейном -  на  ул. Южнобутовской,  и второй -  с универсальным залом -  на ул. Бартеневской.

Постепенно решаются и транспортные проблемы. Завершена реконструкция Варшавского шоссе на участке от кольцевой автодороги до г. Щербинки, в результате которой дорожное полотно расширено с двух до четырех полос в каждом направлении. Радует и новый широкополосный тоннель высотой пять метров, построенный под полотном Курской железной дороги справа от старого (если ехать по шоссе из Москвы в область).

Район Южное Бутово - один из самых благоприятных в столице по экологической обстановке. На его территории 843 предприятия, на которых работают более 10 тыс. человек. Самые крупные из них: ОАО «Совтрансавтоэкспедиция»; ОАО «Бутовский комбинат по производству стройматериалов»; ОАО «Бутовский химический завод»; ОАО «Щербинская типография».

В Бутово широко развита сеть торговли и сферы услуг. На территории района Южное Бутово расположены 36 школы, 40  детских дошкольных учреждений, 7поликлиник.

Сегодня Южное Бутово -  растущий и экономически развитый район.   В районе  зарегистрирована 151 тысяча жителей, а реально проживают около 180 тысяч. Ежегодная прибавка населения составляет около 20 тысяч. Здесь интенсивно ведется жилищное строительство, развивается инфраструктура, благоустраивается территория. И к 2011-2012 гг. район станет не только самым большим по территории, но и самым крупным по численности столичным регионом, по сути, целым городом с населением, превышающим 200 тысяч жителей.

К тому же Южное Бутово самый молодой столичный район (около половины населения в возрасте до 30 лет) с самым большим числом многодетных семей и опекунов, молодых семей.

В будущем он станет ещё более ком­фортным для жизни и отдыха. В это твердо верят его жители.

Из истории бутовских улиц

В Южном Бутове 64 улицы. Большая часть из них сохранила старые названия, еще до вхождения поселка Бутово в черту города Москвы.

В новом микрорайоне улица Поляны несет в себе память о деревне Поляны, находившейся ранее на этом месте. Улица Липки названа так из-за произрастающей здесь липовой аллеи.

В год 300-летия Российского флота новый бульвар получил имя адмирала Ушакова, русского флотоводца, одного из создателей Черноморского флота. Федор Федорович Ушаков родился в 1744 году. Закончил Морской кадетский корпус. Служил на Балтийском флоте, Азовской флотилии. Участвовал в русско-турецкой войне 1768 - 1774 гг. Принимал участие в создании военно-морской базы и порта Севастополь. В 1788 году, командуя авангардом Черноморского флота, сыграл решающую роль в разгроме турецких войск у острова Фидониси. Под его руководством флот одержал победы над превосходящими силами турок в Керченском сражении и у острова Тендра (1790 г.), у мыса Калиакрия (1791 г.). Успехом увенчались действия Ушакова и осенью 1798 года в борьбе с французским флотом и войсками в Ионическом архипелаге

Ф.Ф. Ушакову принадлежит разработка новых методов ведения боя на море.

Улица генерала Скобелева названа в честь Михаила Дмитриевича Скобелева, «белого генерала», как с уважением и гордостью называла его вся Россия.

Сам же М.Д. Скобелев считал себя: «...не более как сын русского солдата». В 1893 году М.Д. Скобелев участвовал в Хивинском походе. Он всегда был впереди, не взирая на грозящие опасности. Лишь в одной из стычек он получил семь ран, и часть похода проехал лежа на арбе. При подавлении Кокандского восстания (1873 - 1876 гг.) был награжден золотой саблей с надписью: «За храбрость». Проявил чудеса мужества в русско-турецкой войне (1877 - 1878 гг.).

Он умер внезапно, странной смертью в Москве.

Улица академика Понтрягина названа в честь Льва Семеновича Понтрягина (1908 - 1988). В 13 лет он потерял зрение, но нашел в себе силы продолжить образование. Ему принадлежат труды по топологии, теории непрерывных групп, фундаментальные труды по математике. В 1969 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской и Государственных премий.

Улица адмирала Лазарева названа к 300-летию Российского флота в честь Михаила Петровича Лазарева, первооткрывателя Антарктиды. М.П. Лазарев родился в 1788 году. В 1803 году закончил Морской кадетский корпус. С 1803 по 1807 год служил волонтером в Королевском флоте Великобритании, участник русско-шведской войны. Совершил три кругосветных путешествия. Во время первого открыл атолл «Суворов» в Тихом океане.

Вторая кругосветная экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена (1819 - 1821гг.), во время которой М.П. Лазарев командовал шлюпом «Мирный», открыла Антарктиду и нанесла на карту Мирового океана многочисленные острова.

Во время русско-турецкой войны 1828 - 1829 гг. руководил морской блокадой Дарданелл. В 1833 году вице-адмирал Лазарев возглавил Черноморский флот. Он много сделал для укрепления обороны и строительства морского порта Севастополь, возведения береговых батарей, укрепления Черноморского флота.